[an error occurred while processing this directive] Море, морошка и моряки

«Лакка» идёт на Вайгач

Рассказ о парусном плавании катамарана «Лакка»
вокруг острова Вайгач и по Байдарацкой губе
в Карском и Баренцевом морях летом 2018 года.

Команда

Артём Казаков

Капитан, фотограф, метеоролог

Аня Казакова

Завхоз, доктор, геолог

Илья Длинных

Боцман, штурман

Ясна Умница

Морской волк

Нашей командой самостоятельно пройдены парусные походы по Ладоге (2013 г. 150км), Белому морю (2014 г 370 км), Онеге (2015 г 470 км), и многочисленные путешествия по водохранилищам р. Волга. В 2016 году капитан также прошел по Карскому, Баренцеву и Белому морю поход общей протяженностью 1860 км под руководством Ракитина В.С. Рассказ адмирала об этом путешествии можно почитать здесь: Штормовые моря «Негордого» и «Лакка».

Катамаран «Лакка»

Катамаран «Лакка», парусный номер М842. Модель «Тайфун 3М», построен в 2013 году кампанией "Тритон".

Длина 6,5 м
Ширина 2,95 м
Высота с мачтой 8,1 м
Осадка корпусом: 0,15 м
Осадка швертом: 1,2 м
Грот 10 м2
Стаксель 3 м2
Генуя 9,5 м2
Вес 130 кг
Грузоподъемность 450 кг
Двигатель Tohatsy 3.5 L

На «Лакке» мы пошли все наши парусные походы, в сумме около 3000 км. Активно эксплуатируем и дорабатываем его каждый сезон.

Перед походом на Вайгач мы провели полную ревизию и ремонт всей конструкции, и сделали несколько важных улучшений.

Самое важное новшество - новая ходовая рубка. Без нее этот поход было бы пройти сложно, если вообще возможно. Она позволила идти большими морскими переходами, поддерживать необходимый темп, обеспечила нормальный отдых команде.

Кроме рубки, на катамаране много других важных усовершенствований. Все они подробно описаны в заключительной части.

Идея путешествия

Главной целью плавания было прохождение вокруг острова Вайгач и посещение его достопримечательностей. Вайгач - уникальное географическое, природное и историческое место Российской Арктики. Там очень мало людей и много нетронутой дикой природы, огромное разнообразие животного и растительного мира. Остров является священным местом для местных народов, на нем до сих пор действуют языческие святилища. Древнее название острова - "Хэбидя Я", в переводе с ненецкого означает "Священная Земля". Вайгач помнит историю освоения севера поморами, географические открытия русских исследователей, геологов и полярников.

К Северу у нас особенное отношение, а Вайгач всегда занимал в наших планах особое место. Поначалу он казался нам полюсом недоступности, недосягаемой мечтой. Набравшись со временем опыта, мы почувствовали себя готовыми достигнуть этой terra incognita и ступить на нее.

Капитан уже побывал на Вайгаче в 2016 году в большом походе из Байдарацкой губы в Мезень, но хотел бы познакомиться с этим удивительным местом поближе. Илья с Аней отправлялись на Вайгач впервые.

Мы решили совершить путешествие вокруг всего острова, познакомиться со всеми его берегами. Но этим плавание не ограничивалось, ввиду труднодоступности острова Вайгач протяженность плавания пришлось существенно увеличить. Ближайшая железнодорожная станция находится в Воркуте, от неё до моря около 200 км. Мы запланировали старт и финиш морской части путешествия в Усть-Каре, куда из Воркуты можно добраться на вездеходе. Далее нам предстояло пройти берегами Байдарацкой губы до пролива Югорский шар, обойти Вайгач, и вернуться к месту старта.

Общая протяженность плавания в таком варианте около 700 км, и складывается из трех этапов: 200 км до Вайгача, 300 км вокруг него, и еще 200 км к месту старта. В последний момент из-за непредвиденных сложностей с заброской планы пришлось корректировать. Старт и финиш перенесли на ГКС Ярынская, а общая протяженность маршрута увеличилась до 900 км.

В ключевой точке маршрута удачно расположен поселок Амдерма. Здесь удобно сделать остановку, отдохнуть, и подготовиться к следующему этапу. В Амдерме есть мобильная связь, магазины, можно достать бензин, и припрятать в тундре запас на обратную дорогу. А в случае непредвиденных обстоятельств улететь местными авиалиниями до Нарьян-Мар, и далее в Москву.

Вайгач мы планировали обойти против часовой стрелки, чтобы сначала пройти наиболее сложную часть, восточные берега. Они мало изрезаны, здесь нет удобных и надежных укрытий, в случае непогоды можно надолго застрять. Затем было бы проще планировать дальнейший маршрут по наиболее интересным северным и западным берегам.

На острове много уникальных мест и, конечно, хотелось бы посетить их все. С нашими короткими отпусками это невозможно, пришлось выбирать самое главное. Решили обязательно зайти на метеостанцию им. Фёдорова на Болванском Носу, остановиться в губе Долгая, совершить пеший поход на гору Болванскую, к древнему ненецкому святилищу в сердце острова, постоять в губе Лямчина, погулять по живописным каньонам и водопадам реки Талата. Хотелось бы еще заглянуть губу Дыроватую, на остров Цинковый, и зайти в Варнек, но времени могло и не хватить.

Маршрут получился весьма протяженный, а время ограничено. От нас требовался хороший, спортивный темп. В среднем - по 64 км в день - и это без учета внеплановых остановок из-за ухудшения условий. Обычно такой темп обеспечивается длительными безостановочными переходами. Но мы планировали подробно обследовать берега, а не превращать плавание в гонку за километрами. Для этого мы прорабатывали тактику, которая позволила "совместить несовместимое", и специально готовили снаряжение. Подробнее о подготовке написано в заключительной части рассказа. Проверка новой тактики, снаряжения и наших возможностей, подготовка к следующим сложным походам - также были целью плавания.

Пройденные мили

Дата, время Участок пути, условия Время Расстояние
15.07 16:00 Заброска вездеходом из Воркуты, стапель в устье реки Нгоуяха
Штиль, тепло
16.07 17:00 река Нгоуяха — изба Тарасовей
E 3-4 м/с,  стихает до  штиля, ночью шквалы с SW, много льда
06:40 47 км
17.07 13:30 Переход в районе Тарасовей
NW, 8-9 м/с, ясно, холодно, много льда
02:30 5 км
18.07 00:30 Тарасовей — река Мерзлая — река Нензаяха — река Ливаръяха
NW 2-3 м/с, малооблачно, много льда, к концу туман, дождь, холодно, непроходимый лед
18:25 121 км
19.07 14.00 река Ливаръяха — река Песчаная — Амдерма
NE 4-5 м/с, малооблачно, холодно, много льда
07:35 58 км
19.07 22:40 Амдерма, дневка, отдых
Штиль, ясно, лед
20.07 19:40 Амдерма — мыс Лакорсаля — пролив Югорский шар — река Халахадыяха
штиль, туман, холодно, много льда, затем SW 2-3 м/с усилился до 10-12 м/с, ясно
10:20 79 км
21.07 13:10 река Халахадыяха — река Талата Карская — мыс Болванский Нос
SW 4-5 м/с, ясно, тепло
07:20 65 км
21.07 22:30 Дневка на мысе Болванский Нос
штиль, ясно, тепло
23.07 03:10 мыс Болванский нос — губа Долгая
штиль, туман, холодно, много льда
06:10 48 км
23.07 09:40 Дневка в губе Долгая, поход на гору Болванская 28 км
штиль, малооблачно, затем пасмурно
24.07 22:00 губа Долгая — губа Дыроватая — губа Инькова
ветер NW W 3-5 м/с, большая волна
04:40 42 км
25.07 19:30 губа Инькова — мыс Лямчина — остров Большой Цинковый — река Талата
штиль, пасмурно, туман, холодно, местами лед, к концу прояснение и W 3-4 м/с
07:30 72 км
26.07 07:00 Дневка на реке Талата, осмотр каньона реки и водопадов
штиль, ясно, тепло
27.07 08:20 река Талата — мыс Ярейсаля
пасмурно, туман, много льда, шквалы с S 8-10 м/c, зыбь, сулой, к концу шторм N до 20 м/с
03:00 27 км
27.07 23:10 мыс Ярейсаля — Варнек — мыс Лата-Саля
N NW 4-5 м/с, к концу усилился до 9-10 м/с, ясно, холодно,
04:20 42 км
28.07 18:30 мыс Лата-Саля - пролив Югорский Шар - Амдрема
N, NW 4-5 м/с, большая волна, сулои
05:40 55 км
29.07 00:10 Дневка в Амдерме, отдых
пасмурно, NW 3-4 м/с
30.07 04:30 Амдрема — ручей Ядэртаяха
пасмурно, NW 4-5 м/с с  усилением до 10-12 м/с, большая волна
08:30 85 км
30.07 13:00 ручей Ядэртаяха, двое суток пережидаем шторм
Шторм c N, шквалы  > 12-15 м/с
01.08 17:00 ручей Ядэртаяха — Ярынская
NW 4-5 м/с
13:00 155 км
02.08 6:00 Ярынская, cборы, машина до Воркуты

Краткие итоги:
Всего пройдено 901 км по генеральному курсу, 940 км по gps.
Самый протяженный безостановочный переход в 155 км сделан за 13 часов.
Из-за непогоды и льда было 8 вынужденных остановок общей длительностью почти 6 суток.
Средняя скорость движения на переходах 9,5 км/ч - за счет активного использования мотора в штили и слабые ветра.

В таблице указаны расстояния по генеральному курсу, время на переходах чистое ходовое без учета остановок, сила и направление ветра определялись органолептически.

Схема маршрута

Часть 1. Через льды к Амдерме

Часть 2. Вайгач, Карское и север

Часть 3. Вайгач, Баренцево море

Часть 4. Штормы и медведи

На заметку путешественнику

Все видео

Вместо заключения

Наше путешествие получилось сложным, но очень интересным и необычным.
Океан, Погода и Духи Севера позволили совершить задуманное, хотя частенько показывали свой крутой нрав.
Тщательная подготовка помогла нам справиться со всеми трудностями на нашем пути.
Мы узнали много нового про Арктику и северные моря, и про себя самих.

Это было лучшее из наших плаваний, но останавливаться на этом не собираемся. Новые моря и земли ждут!


Данный маршрут оформлен в Федерации спортивного туризма России (Объединение туристов Москвы) как «путешествие» без присвоения категории сложности. Маршрутная книжка №20П, печатная версия этого отчёта сдана на хранение в МКК.


Любые вопросы и предложения отправляйте на адрес captain@lakka-sails.ru, мы обязательно ответим.