На заметку путешественнику

часть 4

Рассказ о парусном плавании команды катамарана "Лакка"
вокруг острова Вайгач и по Байдарацкой губе
в Карском и Баренцевом морях летом 2018 года.

Побеждает тот, у кого все в порядке; кое-кто называет это везением.
— Руал Амундсен

Варианты подъезда и отъезда

Постоянного транспортного сообщения острова Вайгач с Большой землей нет. Ближайшие населенные пункты на материке - Амдерма, Усть-Кара, Коротаиха, Варандей, Нарьян-Мар. Основной транспорт здесь - корабли на СевМорПути, местная авиация, и вездеходы. Авто или ж/д сообщение, необходимое для доставки нашего груза, отсутствует. Эти поселки мы рассматривали только как варианты аварийной выброски.

Воркута - ближайший город с железнодорожным сообщением, отсюда около 200 км до побережья Байдарацкой губы Их можно преодолеть по тундре на вездеходе до поселка Усть-Кара, или по ведомственной автодороге Газпрома до ГКС Ярынская. Основные сложности заброски - космическая стоимость вездехода и строгая пропускная система на ведомственной дороге. А также невозможность четко договориться с водителями заранее, и изрядная наценка на транспорт для приезжих москвичей.

После безуспешных попыток договориться самостоятельно решили обратиться к воркутинским туристам. Неоценимую помощь в организации заброски и логистике оказала Татьяна Андреева из турбюро «Метелица». Она занимается забросками групп водных и горных туристов в этом районе, а всех водителей знает лично.

Мы рассчитывали на заброску до Усть-Кары, но незадолго до старта план пришлось корректировать. Вездехода до Усть-Кары за разумную стоимость не нашлось, зато появился реалистичный вариант с Ярынской. Морская часть путешествия увеличилась на 200 км, а общая протяженность до 900 км, но мы были к этому готовы,

В Воркуте недавно открылся терминал транспортной кампании Деловые Линии. Мы воспользовались ее услугами для доставки снаряжения из Москвы и обратно. К сожалению, кампания не дает гарантий по срокам, и терминал в выходные не работает. У нас не было возможности ждать понедельника, и тем более опоздавшего груза, здесь нам снова помогла Татьяна. Мы отправили груз на ее имя, заранее 26 июня, и 9 июля его уже разгрузили прямо в гараж водителя вездехода. Всего было отправлено 326 кг, 1.57 м3, 18 мест - судно, все снаряжение и провизия. Мы в Воркуту поехали налегке на поезде.

В связи с проходившим Чемпионатом Мира по футболу 2018 возникли сложности с сигнальной пиротехникой. Удалось обходными путями организовать покупку в Петербурге с доставкой сразу в Воркуту. Газ также покупали в Воркуте, во избежание проблем с перевозкой в поезде.

Альтернативных вариантов заброски совсем немного. Вездеход МТЛБ примерно раз в неделю делает рейс с грузом из Воркуты в Усть-Кары. Он дешевле прочих, но нет четкого расписания, и берет попутчиков только при наличии места. На обратном пути в Воркуту идет порожний и стоит дешево, но расписания нет.

Теоретически возможен вариант с заброской на вездеходе до нижних порогов реки Кара, и самостоятельный сплав до моря. Но воды в реке может быть совсем мало, а обратно по реке придется долго подниматься против течения. По стоимости вездехода он практически не отличается от Усть-Кары. Но при наличии большого запаса времени этот вариант может быть интересным.

Железная дорога также есть в Усинске, откуда можно сплавиться по Печоре до моря и дойти до Вайгача. Но это удлиняет маршрут примерно на полторы тысячи километров, у нас просто не хватило бы времени. Кроме того, идти по реке и мелководной Печорской губе не слишком интересно, а в Печорском море может быть очень много льда. По нашим сведениям, одна из групп, направлявшихся в этом году к Вайгачу от Печоры, так и не смогла преодолеть эти льды, застряв и повернув где-то у Варнека.

Остальные варианты - авиа или суда - слишком дорогие или сложные по логистике, мы рассматривали их только как аварийные. В случае аварийной выброски мы допускали возможность оставить катамаран зимовать в каком-либо поселке на берегу до следующего года.

Пропуска, погранзона

Погранзона охватывает все Арктическое побережье и все острова в данном районе. Пропуск необходим, у нас проверили дважды - пограничники в Амдерме, и охрана на Ярынской. Проверять пропуск здесь может любой представитель местной власти в любом поселке, не только пограничник. Кроме того, пропуск является обязательным документом при покупке авиабилетом в Амдреме.

Мы оформляли групповой погранпропуск в Архангельском ПУ. Отсканированные документы отправили по email, и звонили по телефону. Заявку приняли не с первой попытки. Только спустя почти три месяца переписки и звонков мы получили пропуск заказным письмом.

На ведомственной дороге до Ярынской действует пропускной режим для автотранспорта. Пропуска платные, а получить крайне сложно, на дороге стоят КПП и проверяют его. На обычном автомобиле без пропуска не проехать, и есть еще одно ограничение: Последние 5-6 км до моря пропуска не выдают, а дорога закрыта шлагбаумом на замке. Охрана может не пустить автомобиль на берег, и придется переносить груз на себе.

Некоторые вездеходчики ездят по дороге без пропуска. При появлении охраны и у КПП они съезжают в тундру, у моря выезжают на берег в устье реки Нгоуяха мимо территории Ярынской. Как раз с одним из таких вездеходов удалось договориться. С нами также были попутчики, это снизило для нас стоимость заброски. На обратную дорогу удалось все-таки найти автомашину с пропуском до Ярынской.

На ГКС Ярынская постоянно дежурит охрана. На территории станции находиться вроде как не запрещено, хотя и нежелательно. Непосредственно рядом с газопроводом находится нельзя, за стоянку и костры серьезные административные штрафы. На берегу, где трубы газопровода "уходят в море", стоят знаки, запрещающие подход судов. А последние 5-6 км до моря даже дорога закрыта шлагбаумом, здесь даже пропуска не действуют.

При отъезде нам удалось договориться с охраной станции, и уехать без каких-либо проблем. Тем не менее, заброска и выброска автотранспортом через Ярынскую - довольно рискованный вариант.

На острове Вайгач уже несколько лет с переменным успехом пытаются создать национальный парк. К избам ненцев приколочены таблички с правилами посещения, но обязывают ли они к чему-то, неясно. Мы не оформляли никаких разрешений, да и проверять на острове их было бы некому.

Ближайшие поисково-спасательные отряды находятся в Воркуте и Нарьян-Маре. Их контакты можно найти на сайте МЧС.

Условия плавания

Условия для плавания судов в данном районе считаются сложными - большое количество подводных опасностей, частые туманы, почти постоянное наличие льда, отсутствие во многих районах укрытых мест, ненадежная работа магнитных компасов и слабая изученность течений.

Климат холодный, полярный. Погода отличается неустойчивостью, сильными ветрами, резкими изменениями температуры. Это объясняется пограничным положением района между относительно теплыми морями Северной Атлантики и сильно охлаждающими районами Центральной Арктики и северной Азии. А через Баренцево море проходят траектории подавляющей части теплых североатлантических циклонов, идущих вглубь арктической области, которые прерываются вторжениями гребней полярного антициклона далеко на юг.

Лето короткое и холодное, с дождливой погодой и частыми туманами, возможны летние снегопады. Ветры преимущественно северных и западных румбов. Средняя температура воздуха в прибрежной зоне 10-11°С, температура воды 5-6°С. Местная погода в значительной степени определяется ледовыми условиями.

В данном районе действуют постоянные течения - холодное Новоземельское течение к востоку от острова и ветви теплого Нордкапского течения с западной стороны, в проливах Карские Ворота и Югорский Шар образуются встречные течения. Возможны значительные сгонно-нагонные течения и колебания уровня моря. У берегов течения образуют сулои. Величина приливов незначительная, от 10 до 50 см, но они в свою очередь порождают значительные приливные течения.

Ледяной покров значительно колеблется, и зависит от множества факторов - интенсивности Нордкапского течения, атмосферной циркуляции и с общим потеплением или похолоданием Арктики.

Берега в районе острова Вайгач разнообразны по строению, но в большинстве случаев имеют сглаженный рельеф и незначительную высоту. Материковый берег изрезан слабо, в-основном сложен песками и глинами, скалистые участки встречаются редко. В вершине Байдарацкой губы берег - совершенно плоский низкий песчаный пляж с редкой растительностью. К западу берег постепенно повышается, появляется невысокий обрыв с оползнями, над ними холмистая тундра, внизу - отмелый пляж. К Амдерме берег становится совсем высоким, а к воде выходят живописные скалы. В устьях рек и ручьев намыты песчаные бары и мели, в устье Кары они уходят в море на несколько километров. На отмелях скапливается лед, а в плохую погоду развивается опасная обрушивающаяся волна.

Восточные берега острова Вайгач мало изрезаны, здесь нет хороших укрытий от непогоды. Берега представляют собой сплошной обрыв, скальный или глинистый, с редкими каньонами рек, сверху плоская тундра. Пляжи под обрывом встречаются редко, склон уходит в воду почти отвесно.

Северный, западный и частично южный берега острова Вайгач скалистые, с множеством заливов, губ и бухт. К берегу вплотную подходят горы, рельеф очень разнообразный. Здесь много островов, разнообразных по рельефу, особенно в северо-западной части.

Условия в 2018 году

Значительные колебания климата мы пронаблюдали непосредственно. В 2016 году капитан прошел по Карскому, Баренцеву и Белому морю поход протяженностью 1860 км под руководством Ракитина В.С. (Штормовые моря «Негордого» и «Лакка»). В том году лето было очень теплое, температура часто поднималась гораздо выше 20°С. Иногда стояла настоящая жара, а льда в море не было совершенно. В этом году случилась поздняя весна, а лето (если его так можно назвать) было совсем коротким и холодным. В море было было много льда, иногда двигаться дальше было совершенно невозможно. На берегах, особенно на северных склонах, все лето лежали снежники. В этом году не было ни грибов, ни ягод.

В течение всего похода преобладали западные и северо-западные ветра. Метеорологи на станции им. Федорова нам подтвердили, что эти ветра работают непрерывно все последнее время. Когда они в очередной раз передали на Большую землю опять "ветер западный", с той стороны даже засомневались, в порядке ли приборы.

В начале маршрута, в середине июля, погода была относительно спокойная, случались даже тихие ясные дни. Не обошлось без сюрпризов - шквалистых ветров с юга, с материка. К августу погода совершенно испортилась, прошла пара сильных штормов. Ветра, по прежнему западные и северо-западные, усилились и стали шквалистыми. На море развивалось значительное волнение, очень неприятное. Начались дожди, густые туманы. В губе Лямчина случилась гроза прямо над морем - довольно редкое явление для этих мест.

Погода в течение суток менялась многократно, но к ночи чаще всего немного успокаивалась, при этом температура существенно падала. Мы пользовались для движения любой возможностью, и именно ночью удалось пройти несколько больших и относительно спокойных переходов.

Льда в 2018 году было очень много. Чаще всего море было покрыто отдельными льдинами размером от нескольких метров до десятков метров, местами довольно плотно, без просветов. Видели пару выдающихся по размерам айсбергов, но близко подойти не получилось. Сплошных монолитных ледяных полей в непосредственной близости мы не наблюдали - возможно они и были за пределами нашей видимости. Характер ледового покрова чаще всего определялся формой береговой линии и преобладающими западными ветрами, по действием которых лед постоянно перемещался.

В Байдарацкой губе море было покрыто льдом полностью до горизонта. Лишь у самого берега имелся относительно свободный проход, от десятков метров до километра шириной, местами совсем исчезающий. Особенно неприятны были мели и бары в устьях ручьев, здесь лед садился на дно и накапливался, полностью перекрывая просвет. Мы были вынуждены двигаться этим узким проходом, по мелководным участкам, петляя между льдинами. В такой ситуации оказалось сложно, практически невозможно эффективно идти в лавировку. К началу августа губа немного очистилась, но вершине у Ярынской по-прежнему были плотные непрерывные поля. Сразу после финиша нас буквально "заперло" льдом на берегу.

В проливе Югорский шар под действием течения и ветра лед быстро, с шумом, перемещался на восток. Он сбился в сплошные длинные полосы, вытянутые по направлению движения льда. Пересечение пролива в этом движущемся лабиринте доставило нам много острых впечатлений. При повторном пересечении пролива на обратном пути он был чист.

Восточный берег Вайгача был свободен ото льда,это позволило нам пройти его почти весь под парусами. Но на восточном горизонте в Карском по-прежнему были сплошные ледяные поля. В проливе Карские Ворота мы снова столкнулись с плотным льдом, особенно много его было у входа в губу Долгую, и внутри нее.

На западном берегу Вайгача характер льда изменился. Баренцево море было чистым, но лёд пригнало западными ветрами к берегу, перекрыв проливы и входы в бухты. Обычно безопасные берега часто были завалены хаотическим непроходимым льдом, подойти к ним не было возможности. А на мористой кромке этого льда, в прибое, летали глыбы размером с телевизор или холодильник - зрелище не для слабонервных. Встретили несколько больших полей, состоящих из мелких осколков и шуги, вплотную примыкающих к берегу. Их пришлось обходить морем за несколько километров от берега.

Надо льдом воздух сильно остывает, и активно образуется туман, в том числе и в ясную, солнечную погоду. Слабый ветер сдувает туман и холод, но вместо него немедленно образуется новый. По наличию слоя тумана над морем можно издали определить присутствие там льда. При ярком встречном солнце туман буквально ослепляет, скрывая под собой лед. Без темных очков двигаться в такую погоду невозможно.

Наблюдали интересные атмосферные явления. Регулярно видели гало вокруг солнца, радугу в высоких перистых облаках, миражи над сушей. Однажды появились волнообразные облака Кельвина-Гельмгольца, напоминающие орнаменты. Небо в Арктике очень живописное. Оно кажется таким близким, что можно рукой достать. Низкое солнце часто освещает облака снизу, создавая удивительные по красоте картины.

Тактика

В условиях полярного дня, во второй половине июля, света достаточно для плавания в любое время суток. Приливы здесь незначительные и не влияют на график движения и ритм жизни, в отличие от погоды и ледовой обстановки. Протяженные переходы совершается вахтами, управляют судном по-очереди, свободные от вахты отдыхают. Ритм бодрствования и сна сильно отличается от обычной жизни, но к нему довольно быстро привыкаешь.

Для переходов вахтами на судне необходимы условия для полноценного отдыха и сна, и возможность приготовления горячей пищи. Желательно обеспечить это в плохую погоду - в дождь, холод и в условиях качки. Тогда не будет необходимости в излишне частых вынужденных остановках. К завершению перехода команда не переутомлена, наоборот, активно проводит время на берегу.

У нас на катамаране установлена ходовая рубка, с комфортом в ней отдыхают двое, при необходимости поместятся и трое. Для готовки мы используем самодельную газовую кухню, скороварку и специально подобранную посуду. Еду можно готовить в любую погоду, в том числе при сильной качке. А вахтенный может самостоятельно "одной рукой" вскипятить себе чай-кофе, без отрыва от управления.

У всей команды должна быть качественная теплая и непромокаемая одежда, достаточная физическая выносливость. Всем вахтенным необходим опыт, позволяющий самостоятельно управлять судном в разных условиях.

На небольшом судне важно исключить тесноту и беспорядок на переходах. Для этого нужно отдельно поработать над упаковкой и размещением снаряжения. Это здорово сокращает время на установку/уборку лагеря и погрузку/разгрузку катамарана. А размещение большей груза на бортах освобождаем место на палубе и в рубке.

Длительное нахождение на борту даже в этих условиях утомляет, а интересные берега проходят мимо. Мы решили для себя, что протяженный переход - не обязательно означает непрерывный. Мы регулярно делали короткие остановки на берегу, без установки лагеря, чтобы немного погулять и размяться. Часто совмещали остановку с приемом пищи, заранее приготовленный на борту, это экономило время для прогулок.

Ввиду сложности и неустойчивости погодных условий рассчитывать на чисто парусное плавание можно только при наличии большого запаса времени. При наличии льда идти под парусом часто просто невозможно. А удобные ветра случаются редко. Мы столкнулись по большей части со слабыми ветрами, иногда был сильный встречный ветер, дважды были шторма. По этой причине, а также из соображений безопасности, необходимы надежный мотор и достаточное количество бензина. Мотор позволяет идти в штиль и во льдах, более полно использовать спокойную погоду.

Тактика длинных переходов не является чем-то новым, хотя парусные туристы используют ее довольно редко, поскольку она требует определенной подготовки и выносливости. С тактикой длинных переходов капитана познакомил Вадим Ракитин в походе 2016 года протяженностью 1860 км из Байдарацкой губы в Мезень. Особенность нашей тактики заключается в регулярных коротких остановках на берегу, что сделало плавание более интересным, познавательным и комфортным.

Все перечисленное в совокупности сработало так, как было задумано. Мы двигались в хорошем темпе, с разумной экономией сил, времени хватало с запасом. Нам удалось даже организовать дополнительные дневки и экскурсии сверх первоначального плана.

Катамаран

Катамаран «Лакка», парусный номер М842. Модель «Тайфун 3М», построен в 2013 году кампанией "Тритон". На нем мы пошли все наши парусные походы, активно эксплуатируем и дорабатываем его каждый сезон. Перед походом на Вайгач мы провели полную ревизию и ремонт всей конструкции, сделали несколько важных улучшений.

Часть деталей рамы, пострадавших от коррозии в морской воде, заменена на новые и усилена. Заменены все нижние стрингера, кормовые багажники, подмачтовая балка и стойка "паука". В месте перпендикулярных стыков труб добавлены капролоновые втулки, Шарнир стойки шпрюйта переделан на шаровую опору.

Добавлена дополнительная носовая балка, по конструкции идентичная кормовой, а также удлинители стрингеров в носу. Это позволило заменить бушприт, мешающий рубке, на тросиковый шпрюйт и нести дополнительные паруса. Балка повышает общую жесткость рамы и является резервной заменой других поперечных балок.

На это балке устанавливается дополнительная передняя палуба, сшитая из стропы. Палуба позволяет пройти на бак перед рубкой и не упасть при этом в воду. При погрузке-разгрузке у берега здесь удобно складывать и упаковывать вещи. На ходу на палубе хранятся чалки и якорь.

На штатном бермудском гроте (10 м2) установлена дополнительна полка рифов, пользовались ими неоднократно. Эти рифы позволяют оперативно сократить площадь грота до 5 м2, это быстрее, чем менять парус на штормовой. У нас сделан простейший Lazy Jack, с которым удобно ставить/убирать парус, идти под мотором. Убранный грот фиксируется к гику двумя продольными резинками с пластиковыми крючками.

Стаксель (3 м2) приподнят на 10 см, чтобы такелаж не протирал рубку. Генакер не брали, в походе с ним сложно работать, взяли большую геную 9,5 м2. По сути это большой стаксель из штормовой спинакерной ткани, ставится на место генакера. За время похода ни разу не использовали, не было подходящих условий.

К походу была сделана полная ревизия баллонов, в нижней части наклеена усиливающая полоса из ПВХ ткани. Изготовлены новые сиденья-катки, из более толстого материала, такие не страшно катать по острым камням. Они немного короче штатных, чтобы не мешали рубке, но побольше диаметром, сидеть на них удобнее.

Штатная палуба на нашем Тайфуне из ПВХ-сетки. Это удобно в теплую погоду, вода стекает, песок уходит, не скользко. Но в холодных морях, особенно в сильную волну, некомфортно. Специально к походу мы пошили "второе дно" из плотной ткани с ПВХ-пропиткой. Оно крепится под основной палубой к раме на стропах с пряжками и защищает от воды снизу. На нем предусмотрены шпигаты для быстрого слива воды и прозрачное окно для осмотра шверта. К дну крепится отбойник транца мотора, сшитый из той же ткани, он защищает палубу и мотор от брызг при ударе волны. Дно показало себя очень хорошо, на палубе стало гораздо суше и теплее, при этом песок и мусор на нем не скапливались.

Штатный стопор пера руля заменен на самораздающийся Clamcleat CL257 Auto-Release Racing Mini. Стопор оказался очень удобным, сберег руль при касании дна на мелководье и об лед.

Усилены щеки рулевой коробки, изменена проводка шверта, добавлены дополнительные блоки. На подмачтовой балке установлен резиновый амортизатор, предохраняющий ее от удара швертом. Шнуровку палубы к раме заменена на стропы с металлическими пряжками. На топе мачты добавлен установлен страховочный поплавок.

Двигатель, топливо

Двигатель Tohatsy 3.5 двухтактный, с длинной ногой. Перед походом провели капитальный ремонт, с заменой карбюратора на новый, заменили винт. После ремонта и настройки работал как часы, заводился идеально при любой температуре. Существенно сократился расход топлива: штатного бака 1,4 литра хватало на час со скоростью 9-10 км/ч.

На 900 км маршрута мы взяли с собой 65 литров бензина. По нашим расчетам этого должно было хватить, а перегружать судно не хотели. Обнаружив в Амдерме бензин, мы докупили 20 литров и прикопали в тундре на обратную дорогу, а по возвращении купили еще 10. Это оказалось лишним, но придавало уверенности, и позволяло не экономить на топливе. Под мотором мы все время шли на полном газу, со скоростью около 10 км/ч. В сумме на все маршрут потрачено 75 литров, оставшиеся 20 подарили водителю.

Чтобы не делать лишних остановок, дозаправлялись на ходу, не глуша двигатель. Момент для очередной дозаправки определяли по часам. Для заправки из канистры удобна большая воронка с фильтром и гибким гофрированным "хоботом".

Рубка

Наша рубка изготовлена на основе существующей проверенной конструкции, разработанной Ракитиным В.С. Предыдущие версии подобной рубки показали себя очень хорошо в этих же арктических районах. В нашей рубке есть несколько небольших изменений и доработок.

Рубка устанавливается на грузовую палубу "Тайфуна", впереди мачты. В дне рубки предусмотрены крепления, через которые рубка привязывается к раме катамарана.

Оболочка рубки изготовлена из ПВХ разной толщины, дно потолще, стенки тоньше. Она растянута изнутри каркасом из гнутых дюралюминиевых труб с замками. Каркас легко выдерживает нагрузку от волны, от ветра, и даже вес человека, стоящего на рубке сверху. Оболочка образует герметичный объем, в котором имеется вход с тубусом, и две вентиляционных "форточки", также с тубусами. При необходимости, например при прохождении прибоя, рубку можно полностью загерметизировать. Для этого тубусы скручиваются и закрываются пряжками, как обычный гермомешок.

Если внутри находятся люди, вход не герметизируется. Через свободно свисающий тубус не проникает ни ветер, ни дождь, ни брызги. В жаркую погоду или для проветривания тубус можно полностью раскрыть и закрепить. Температура внутри и сквозняки регулируются вентиляционными "форточками".

В холодную погоду на стенках может выпадать конденсат. Его легко высушить, включив ненадолго газовую лампу. Лампу мы взяли, но так не разу не зажгли, конденсат был несущественный.

В стенках вклеены прозрачные окна, обеспечивающие обзор по всем направлениям. Во внутренних карманах рубки удобно хранить различную мелочь, без риска ее намочить или раздавить. Наружные карманы закрыты клапанами на липучке и оборудованы шпигатами с сеткой для слива воды. В них мы везем насосы-лягушки, оперативный ремнабор, запасные концы и т.п.

Форма обтекаемая, парусность минимальная. На острых курсах потери хода незначительные, и нивелируются возможностью идти длинный переход и прибавкой на попутных курсах. Кроме того, на бейдевинде экипаж защищен от ветра и брызг. Высота рубки не мешает нормальной работе стакселя. Мы установили стаксель немного иначе, но только чтобы такелаж не протер рубку.

Как правило, рубку использовали для отдыха на переходах или на коротких остановках. На длительных стоянках на берегу ставили палатку, чтобы отдохнуть и на твердой земле.

Места хватает для комфортного отдыха двоих человек, свободных от вахты. При необходимости можно укрыться от непогоды и втроем, в этом походе мы однажды использовали эту возможность. Высота под коньком достаточная, чтобы мог сесть высокий человек (у капитана рост 186 см). Внутри рубки постоянно ехали все пенки и спальники, и небольшой запас теплых личных вещей а гермах-подушках. Это сэкономило место на палубе, и обеспечило комфорт для сна внутри.

Рубка изготовлена опытно-конструкторской группой «Сплав» из Нижнего Новгорода. Качество изготовления - выше всяких похвал, тщательность в деталях, творческий подход - на высоте! Связаться с изготовителем можно через сайт http://www.splav350.ru

Навигация, Связь, Погода, Электричество

Для ориентирования и записи треков пользовались gps Garmin Oregоn 450. В запасе был второй gps Garmin ETrex, и оффлайн-карты на смартфоне. Также пользовались компасом (обычным жидкостным для спортивного ориентирования). Пригодился и монокль.

Для этого района, к сожалению, очень мало доступных карт, а приличных вообще нет. Довольствовались самодельными растровыми, сделанными на основе генштаба и ГГЦ. Для общего ориентирования их хватало, но столкнулись и с ошибками. Например, на картах было неверно указанно положение горы Большая Болванская. Это стоило нам нескольких часов довольно тяжелого пути по тундрам и осыпям.

При подготовке gps карт использовали программу SAS-Планета. Карты для печати скачивали в интернете и склеивали листы в графическом редакторе, Ходовые и обзорные карты напечатали на двустороннем баннере. Такие карты прочные, не боятся воды, их можно сделать любого размера. Резервную копию карт распечатали на листах А4 и хранили в папке.

Спутниковый телефон Iridium 9555 брали в аренду. Работал стабильно, несколько раз позвонили, регулярно отправляли и получали sms. Обменивались sms-ками с Вадимом Ракитиным, который шел на своем катамаране на другом конце севморпути.

Мобильная связь в этом районе есть а Амдерме, в Усть-Каре, и на ГКС Ярынская. Удавалось связаться и с моря, в прямой видимости поселков. Есть и мобильный интернет, удалась скачать прогнозы GRIB.

Морской рации у нас не было. Но и говорить, собственно, было особо не с кем. Пограничники сами пришли к палатке. К "Михаилу Сомову", стоящему на рейде, мы подошли и пообщались голосом. В Баренцевом на горизонте были два судна, но они нас, скорее всего, даже не заметили.

Для регулярного получения прогнозов погоды была сделана специальная программа. Программа дважды в сутки пересылала нам sms сообщения NAVTEХ по интересующим нас районам. Эти сообщения публикуются в интернете автоматически, на сайте администрации СевМорПути www.nsra.ru. Разумеется, на берегу была обученная "команда поддержки" с соответствующими инструкциями.

Комплект для электропитания и зарядки всей техники: солнечные батареи кристаллические 2 шт 20W напряжением 18V, свинцовый аккумулятор для ИБП 12V 9Ач и PowerBank на 30000 мАч. Комплект зарядников и стабилизаторов, проводов, переходников, индикатор заряда свинца, тестер и ремкомплект. Использовали в-основном пальчиковые аккумуляторы, был резервный запас обычных батареек.

Самое слабое место все электрики в море, как правило, провода и разъемы. К походу мы заменили все провода на толстую многожильную медь, разъемы поставили герметичные. Для электроники удобны Ашановские герметичные пищевые контейнеры на защелках, они крепкие и герметичные.

Вся электрика отработала без нареканий. Солнечных батарей и аккумуляторов хватало с запасом. Спутниковому и фотоаппаратам хватило своих запасных заряженных аккумуляторов. Заряжали в основном пальчики АА для gps, их стоило бы взять побольше.

Кухня «Пепелац»

Для приготовления у нас есть специальная газовая кухня с кодовым названием "пепелац". Мы используем и дорабатываем его не первый сезон, очень им довольны. Это большая двухслойная кастрюля, внутри из тонкой нержавейки, снаружи из тонкого алюминия, и синтетический чехол. Внутри, на дне, жестко закреплена газовая горелка с шлангом. Сверху на горелку ставится варочная посуда, при необходимости фиксируется. Газовый баллон с регулятором находится снаружи, для него пришит карман. За ручку можно переносить кухню прямо во время готовки еды. Прилагается бытовая кухонная пьезозажигалка. И чапельник, им удобнее внимать горячие котелки.

В такой кухне можно готовить еду прямо на борту, и на берегу. Отсутствует открытый огонь, даже если кухню уронить или перевернуть - он внутри. Кухня хорошо защищена от ветра и воды, при качке посуда зафиксирована и не падает. Вахтенный может сварить себе чаю самостоятельно, "одной рукой", не отрываясь от управления. Брали с собой термос, но с такой кухней он не пригодился.

Горелка - KOVEA Moonwalker, на ножках со шлангом, оригинальная. По нашему опыту, бюджетные клоны типа "Tramp" за пару недель от морской воды ржавеют насквозь. В запасе была еще одна такая горелка, и мультитопливная MSR, работающая на бензине. Везли также газовую лампу для обогрева рубки, но не использовали ни разу. Газа на поход взяли с запасом, 24 баллона, но часть привезли обратно.

В этом походе была новая скороварка Snowline, ее стоит отметить особо. Еду готовит быстрее, экономит газ, а на волне ничего не расплескивается. К скороварке прилагается утепленный чехол, в котором она не сразу остывает. Мы искали подходящую скороварку долго, этот вариант - наилучший,хотя и не дешевый. Кроме скороварки, был комплект алюминиевых котелков Tramp с металлическими ручками для костра, и сковородка.

При наличии дров на берегу разжигали костер. Деревьев в тундре не растет, зато местами море выбрасывает много плавника. Мы готовили на складном таганке, топор и пила были, но обошлись без них. На берегу, особенно на песке, очень удобен небольшой складной столик. Для посуды, КЛМН, перекусов, приправ, и прочих кухонных мелочей - отдельная сумка с карманами из ПВХ. Аня подобрала посуду и добилась такой упаковки, что не пропадал ни миллиметр.

Запас продуктов везли в пластиковых герметичных бочках с широким горлом. Сыпучее и мокнущее - дополнительно в пластиковых бутылках и контейнерах. Часть продуктов заранее расфасовали по разовым готовкам, чтобы не тратить на это время в походе. Благодаря такой подготовке мы сэкономили много времени в походе. Бочки были постоянно привязаны на корме катамарана, рядом с канистрами с топливом. Раз в 2-3 дня доставали из них очередную порцию продуктов, часто не снимая бочку с катамарана.

Другое снаряжение

Для упаковки основной части снаряжения к этому походу мы заказали 4 больших гермобаула по 120 л каждый. Баулы вместе с другими упаковками мы крепили на борта катамарана, полностью освободив от этого снаряжения палубу. Сделаны из толстой лодочной ПВХ-ткани, по ним не страшно ходить ногами. Баулы оказались гораздо удобнее обычных гермомешков в укладке, в переноске, а главное - их можно надежно закрепить. К раме баулы пристегивали стропами с пряжками, это быстрее и удобнее, чем вязать и распутывать узлы. Общий объем баулов оказался великоват для нашего снаряжения, но они легко ужимаются до размера содержимого. Их разработали и изготовили для нас в ОКГ «Сплав», качество - как и в остальных случаях, безупречное.

Палаткой Alexika Mirage-4 мы пользуемся уже много лет. Палатка очень хорошая, из "экстремальной" серии - прочная, ветроустойчивая, для холодной погоды. Взяли тент, обычный прямоугольный 3х4 метра. Устанавливали только один раз - нашлась подходящая скала. Для тундры, конечно, такой тент не годится - ставить не на чем, на открытом ветреном месте не работает. Необходим ветроустойчивый тент со своим каркасом, например, "чум"" или "типи".

Спальники и пенки мы взяли с запасом. На переходах они были расстелены в рубке, мы ими пользовались для сна. При установке лагеря переносили их из рубки в палатку без перепаковки.

Оперативный ремнабор везли отдельно во внешнем кармане рубки, он всегда был под рукой. Остальное упаковали в пластиковый кейс для инструментов - дешевый, но к сожалению, не герметичный.

Аптека также была разделена компактную для первой помощи, и чемодан для капитального ремонта. Аптеку профессионально подготовила Аня, фельдшер скорой помощи. Ни аптекой, ни ремнабором не воспользовались, за исключением каких-то мелочей.

Фотографировали на зеркалку Canon EOS 1100D с парой объективов и карманный Canon PowerShot SX210IS. На палубе всегда под рукой была старенькая водонепроницаемая мыльница Canon PowerShot D20.

Страховочное снаряжение: страховочные обвязки, к ним концы с карабинами; морковка (конец Александрова); складная лесенка для подъема человека на борт; запасной спасжилет, пристегнутый к ванте, в качестве спасательного круга.

Необходима теплая одежда, термобелье, теплые шапки, перчатки, термоноски, шарфы. У вахтенных должны быть качественные штормовые костюмы. Очень хорошо показала себя яхтенная одежда Tribord из Декатлона: куртка "Jacket 500 Tribord", мужской комбинезон "Tribord Race" и женский "500 Tribord". Они относительно недорогие, но весьма качественные.

Сапоги из материала EVA гораздо лучше резиновых - легкие, теплые, и легко сохнут. Для работы в прибое как минимум у двоих в команде должны быть высокие сапоги (забродники).

Вахтенным нужны наручные часы, желательно водозащищенные. При движении на ярком солнце во льдах и тумане необходимы темные очки.

Все снаряжение, доработки и усовершенствования катамарана были протестированы с мая по июль в тренировочных походах по Угличскому водохранилищу.

Питание

В нашей команде сложилась специальная раскладка для парусных походов. Она отличается бОльшим разнообразием блюд, чем обычно принято в других группах. Разнообразие скрашивает непростой походный быт и хорошо поднимает настроение. На походном питании не стараемся сэкономить, поскольку это важная часть путешествия. К раскладке мы подходим творчески, каждый раз экспериментируем. Поэтому полный список продуктов приводить не будем, перечислим только особенности.

В дополнение к классическим макаронам, гречке, рису, и геркулесу готовим пшенку, кус-кус,кукурузную кашу, перловку, разные другие злаки и хлопья. Готовим бобовые - чечевицу, фасоль, горох, со скороваркой это быстро и несложно. Таким образом, одно и то же блюдо на повторяется через день.

Берем с собой много сушеных овощей, сушим сами и покупаем в Ашане. Побольше разных пряностей, чеснок, кетчупы и сгущенку в пластике с крышкой. Обязательно топленое масло (натуральное, не растительное), оно хорошо сохраняется в тепле. С такими добавками банальная рисовая каша легко превращается, например, в роскошный плов.

Мясо используем сублимированное фирмы «Гала-Гала«, тушенка на большой поход получается неподъемная. В качестве хлеба у нас крекеры или не слишком жесткие хлебцы, не "наждачка". Иногда берем и сухари, но немного - они черствеют. Сушим сами, в покупных много химических ароматизаторов.

Побольше вкусностей к чаю и для перекусов на длинных переходах. Колбаса, сало, сыр, сухофрукты с орехами, к чаю лимоны. Много углеводов - печенье, пряники и т.д. Ежедневно плитка шоколада и пакет с миксом из хороших шоколадных конфет. При закупке крекеров, печенья, конфет - также соблюдаем принцип разнообразия. По одной-две пачки каждого вида, иначе одинаковое к концу похода надоест.

Всегда закладываем достаточный запас для полностью автономного питания, без учета даров природы и местных магазинов. Если удастся пополнить запасы по пути - прекрасно, часть продуктов уедет домой, но так получается не всегда. В этом походе, например, совершенно не было ни ягод, ни грибов, а на "промышленную" рыбалку совершенно не хватало времени. Тем не менее, удалось побаловаться красной рыбкой, омулем, и даже гусем. В магазине в Амдерме купили только хлеб и вкусности, без которых можно было бы обойтись.

Мы рассчитывали продукты, исходя из трехразового питания с полноценными горячими обедами. Расписание жизни у нас не было привязано ко времени суток, но мы следили за тем, чтобы не пропускать очередной прием пищи. В предыдущих походах использовали готовые супы и каши «Гала-Гала«, но все-таки они недостаточно калорийные. В этот раз обеды варили сами, на длинных переходах для этого достаточно времени и есть кухня на борту.

В расчеты был заложен аварийный запас на несколько дней для непредвиденных ситуаций. Продуктов хватило с избытком, часть привезли домой. Привезли и несколько килограмм сахара, предназначенного для морошки - ее вообще не было. Многовато взяли сухофруктов с орехами, на холоде они идут хуже, чем шоколадные конфеты и печеньки. А в целом все получилось очень удачно - было сытно, вкусно, и разнообразно. За время похода никто не похудел, а Илья даже переживал, что набирает лишний вес.

Источники информации

Остров Вайгач довольно редко посещается туристами, и еще реже парусными туристами. Полезной информации немного, приходится собирать ее буквально по крупицам.

Наиболее полезны отчеты о парусных походах на Вайгач, которые опубликованы на сайте Московского парусно-туристического клуба "parusanarod.ru.

Лоции для этого района на русском языке в свободном бесплатном доступе нет. Есть англоязычная лоция "PUB.183 SAILING DIRECTIONS (ENROUTE) NORTH COAST OF RUSSIA", но полезной информации там немного.

Книга "Остров Вайгач" из научной серии "Острова и архипелаги Российской Арктики" - безусловно, самый подробный и исчерпывающий источник информации о самом острове. Книга создавалась на основе многолетних исследований Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) под руководством П.В. Боярского на самом острове, в архивах, библиотеках и музеях. Здесь подробно описаны все уникальные места острова, множество исторических справок, иллюстраций.

Такое количество информации законспектировать невозможно. Несмотря на солидный вес (2,5 кг), мы взяли книгу с собой и постоянное ей пользовались. Издана она в 2011 году в издательстве Паулсен ограниченным тиражом, ISBN 978-5-98797-044-7.

Полезные ссылки