Про снаряжение

Рубка

Ходовая рубка для защиты команды от непогоды.

Рубка устанавливается за считанные минуты, хорошо укрывает от дождя, ветра и брызг. Она имеет обтекаемую форму, не мешает работе передних парусов, и позволяет продолжать движение в любую погоду.
Мы изготовли рубку к походу по Белому морю. Впервые установили на третий день похода, прячась от грозы. Рубка оказалась настолько удобной, что не снимали до конца путешествия.
На скорость движения на острых курсах рубка почти не влияет, по крайней мере меньше, чем встречная волна.
Выводы по результатам испытаний - положительные.
А в походах с детьми рубка очень пригодится.

Тент рубки сделан из пвх-ткани 600 г/м, в него вклеено пять иллюминаторов из прозрачной пвх-пленки для полного обзора. Вход закрывается на липучку, разъем-молнию мы посчитали небезопасной.
Бушприт проходит через отверстие в передней части тента, галс-оттяжка генакера проведена внутри бушприта.
Тент натягивается на разборный дюралюминиевый каркас из 4 дуг. Колена дуг соединяются втулками с замками, исключающим вращение трубок.
Дна нет, для защиты от брызг снизу сетчатую палубу необходимо закрывать вещами, тентами или пенками.

Передняя часть рубки с нижними коленами дуг постоянно закреплена на носовой балке, на двух штатных болтах. Убранный тент скатывается в рулон и не занимает места, им можно прикрыть вещи от забрызгивания.
Для установки необходимо собрать каркас, натянуть на него тент и закрепить его двумя оттяжками к стрингерам, это можно сделать на ходу. Процесс установки занимает около минуты
В передней части по бокам рубки оствлены узкие протопчины для прохода на нос и хранения якоря. При погрузке и разгрузке вещей достаточно отвязать оттяжки и откинуть боковые стенки.

Для ориентирования мы использовуем gps-навигатор Garmin Oregоn 450. Это прочный влагозащищенный навигатор, со встроенным магнитным компасом и барометром. Он потребляет относительно много энергии, но воспро с электричеством у нас решен. В целом навигатор полностью нас устраивает.
Резервным устройством служит влагозащищенный телефон Sony xperia z2 с комплектом навигационных программ и электронными копиями всех карт.
Кроме этого, у нас всегда под рукой пара ручных магнитных компасов и монокуляр Levenhuk 8x25 6,5".

Морские карты очень удобно печатывать на двусторонней баннерной пвх-ткани. При заказе нужно выбирать наиболее стойкий материал и самое высокое качество печати. Печатать нужно c соблюдением масштаба, тогда все мелкие надписи прекрасно читаются.
Двусторонняя печать несколько дороже, но вдвое экономит вес. Например, комплект карт для похода по Белому морю весил около 2 кг. Всего напечатали 8 карт на 4 листах (№ 12009, 16013, 16018, 16040, 16033, 16034, 16035, 16012 ).
Впрочем, для парусного похода вес не так важен, а цена окупится, ведь карты получаются вечные.

Карты на баннере оказались исключительно удобными, лучше ламинированных бумажных.
Баннерная ткань прочная, не боятся воды и грязи, ее удобнее складывать, не сдувает с палубы ветром.
Мы часто использовали карты не совсем по назначению: как скатерть для перекуса, подстилку для защиты своей кормы от сырости, накрывали вещи.
В крайнем случае карту можно пустить заплаты для ремонта баллонов.

Электричество

Автономный комплект электропитания

Для электропитания мы используем комплект:

Таким образом, мы имеем автономный источник энергии, достаточный для зарядки всей нашей техники - gps, фотоаппаратов, телефонов, радиоприемника, фонарей. Общей мощности солнечных батарей хватает с запасом даже на севере, в условиях Белого моря.
Буфферный аккумулятор очень полезен, можно заряжать его впрок, и потом использовать при любой погоде. Насмотря на внушительные характеристики, его вес всего 1,1 кг.
Универсальная зарядка заряжает не только пальчиковые аккумуляторы всех размеров, но и любые другие - от фотоаппаратов, телефонов.

Большая часть устройств была приобретена на сайте mobi-power.ru. Все оборудование размещаеся в небольшом пластиковом ящике для инструментов из Ашана. В этом же ящике остается место для радиоприемника, и другие мелочей.

Для непредвиденных обстоятельств мы сделали белый круговой фонарь, который можно поднять на мачту. Корпус герметичный, яркие светодиоды белого цвета, рассеивающую линзу позаимствовали от промышленного фонаря.

Связь

Опыт использования спутникового телефона

Для похода по Белому морю мы брали в аренду спутниковый телефон. Изучив варианты, выбрали модель SO-2510 оператора Thuraya. Это оказался наиболее бюджетный способ спутниковой связи как по цене аренды и залога, так и по тарифам.
Заказывали аренду через сайт rentsat.ru. В комплекте с телефоноьм шел герметичный противоударный бокс, краткая инструкция, запасной заряженный аккумулятор.
В телефон вставляется обычная сим-карта мобильного оператора. Для оператора все выглядит как обычный международный роуминг. При этом номер телефона остается тот же самый, как и в сотовом телефоне.

Мы пользовались своей сим-картой МТС, у МТС есть особый тариф на роуминг с Thuraya. А услуга "Ноль без границ" позволяет еще больше сэкономить.

В телефоне также имеется встроенный gps, можно определять координаты, запоминать точки, определять на них направление, и отправлять в смс. По остальным функциям устройство соответствует обычному бюджетному мобильному телефону. Меню русифицировано, разобраться несложно без инструкций. Есть возможность получать интернета на ноутбук по проводу, но скорость низкая, а тарифы кусаются.

Спутники Thurya расположены на геосинхронных орбитах, поэтому связь стабильно доступна в любое время. Местность в южном направлении должна быть открытая, а телефон необходимо держать антенной на юг.

Для нестандартной сим-карты (micro или nano) потребуется переходник, который можно купить или сделать самому. По возвращении из похода не забывайте отключить услугу "Ноль без границ".

Телефон обеспечил нам надежную качественную связь на протяжении всего маршрута. Очень бюджетный и удобный вариант спутниковый связи.

Прогноз погоды

Гидрометеорологическое обеспечение

При подготовке к походу по Белому морю встал вопрос получения прогнозов погоды при отсутствии сотовой связи. Мы разработали несколько вариантов:

К сожалению, с прогнозами техника нас подвела. Сервис myroad.info отказывался принимать sms, вероятно дело было в формате координат.
Радиоэфир, к нашему удивлению, на всем маршруте был практически пуст, во всех диапазонах. Даже КВ диапазон молчал, и ни одного метеофакса мы получить не смогли.
Пришлось прогнозировать погоду по барометру и "на глазок". Здесь очень помогла подготовка, чтение пособий гидрометеорологическому обеспечению яхтинга. Только однажды запросили прогноз по спутниковому у друзей перед самым большим морским переходом.
Несмотря на неудачу, мы не сдаемся, и в очередном дальнем походе постараемся решить вопрос погоды.

Полезные ссылки: